РОССИЯ А.А.БЛОКА. 
Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались 
художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема 
обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и 
своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России". 
Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей" 
отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее 
противоречивой и обостренной. 
В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. 
Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского 
пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые 
пришли...": 
"Видно, дни золотые пришли,  
Все деревья стоят как в сияньи.  
Ночью холодом веет с земли;  
Утром белая церковь вдали  
И близка и ясна очертаньем". 
Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной 
царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой- 
царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы 
русской культуры, нередко в их романтическом облике, например, в 
стихотворении "Ночь на Новый год" возникает образ Светланы, 
героини баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А.Блока - это ммр 
прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. 
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт 
шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир 
попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из 
заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где 
звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых 
кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и 
косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не 
менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои 
зловещего балагана, носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, 
как например, в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное 
стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором 
самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость 
жизни в страшный круг. Однако страшный мир -это не только мир 
вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном 
стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - 
"Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру 
мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой 
тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира 
"испытанных остряков", бездушной и мертвенной природы, в которой 
самое поэтичное ее явление - луна на небе - превращается в мертвый 
диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического 
героя от мечты к реальности. 
Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее 
мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть 
и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. 
Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в 
стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 
году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно 
отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь 
которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь 
минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает 
на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти 
как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем 
неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения: 
"Да, и такой, моя Россия,  
Ты всех краев дороже мне". 
Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России 
как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна 
предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само 
ее пространство: 
"Русь опоясана реками  
И дебрями окружена  
С болотами и журавлями  
И смутным взором колдуна..." 
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и 
лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в 
дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах. 
Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов 
"Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным 
аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом 
цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья 
хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик 
русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны 
становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и 
битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-
то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на 
дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, 
горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. 
Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, 
как в годы золотые..."). В последних произведения цикла "Родина" 
появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил 
поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта 
мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в 
стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал 
белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема трагического 
предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных 
задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, 
обозначенной в названии: "На поле Куликовом". Написаны эти 
стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных 
событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва 
принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям 
русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их 
еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 
года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И 
не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении 
трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое 
стихотворение цикла "На поле Куликовом": 
"Река раскинулась. Течет, грустит лениво,   
И моет берега.  
Над скудной глиной же того обрыва  
В степи грустят стога. 
О Русь моя! Жена моя! До боли  
Нам ясен долгий путь! 
Наш путь стрелой татарской древней воли 
Пронзил нам грудь. 
Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.  
В твоей тоске, о, Русь!  
И даже мглы - ночной и зарубежной -  
Я не боюсь.  
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами  
Степную даль. 
В степном дыму блеснет святое знамя  
И ханской сабли сталь...  
И вечный бой! Покой нам только снится 
Сквозь кровь и пыль...  
Летит, летит степная кобылица  
И мнет ковыль... 
И нет конца! Мелькают версты, кручи...  
Останови!  
Идут, идут испуганные тучи,  
Закат в крови! 
Закат в крови! Из сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь...  
Покоя нет! Степная кобылица  
Несется вскачь!" 
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И 
судьба эта пророчески описываетсп автором как трагическая. Символом 
ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает 
традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни 
природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический 
кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот мотив встречается и в других 
стихотворениях цикла "Родина", например, в стихотворении 
"Петроградское небо мутилось дождем...": "В закатной дали/ Были 
дымные тучи в крови". В стихотворении "Река раскинулась..." несколько 
раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание 
типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое 
обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим 
показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь 
моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть 
высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если 
учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. 
В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. 
И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект 
обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок 
употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего 
поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное 
движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а 
драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный 
строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже 
замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются 
короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: 
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают 
восклицательные интонации - это реализовано и на уровне 
синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз 
употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно 
взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. 
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую 
динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный 
порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели. 
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба 
ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине 
обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно 
современно и являет нам образец той мужественной всевидящей 
преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших 
традиций классической русской литературы.

© stadyy

Hosted by uCoz