ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА 
"ВИШНЕВЫЙ САД". 
Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок "комедия". Но в первой 
постановке Московского художественного театра еще при жизни автора 
пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно 
иметь в виду, что драма _ это литературное произведение, рассчитанное 
на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное 
бытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получит 
и жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на 
поставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам и 
актерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чехова-
драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу. 
Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского и 
Немировича-Данченко традиционная интерпретация "Вишневого сада" 
как драматической элегии закрепилась в практике отечественных 
театров, Чехов успел высказать "своему" театру недовольство, 
неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни. 
"Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их 
родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в 
русской литературе второй половины XIX века и до Чехова и 
трагедийно-драматически и комически. В чем особенности чеховского 
решения этой проблемы? 
Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему в 
социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, 
которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. В 
обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность 
носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова 
прежде всего очаг культуры Конечно, это еще и музей крепостного 
права, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянской 
усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская_ его 
хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие 
и пороки (многие театры представляют, что она стала в Париже 
наркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в 
него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние 
обитатели. 
Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смысле 
этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, "тонкие, нежные 
пальцы, как у артиста... тонкая нежная душа". И в Раневской он 
чувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на 
него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает 
кичиться своим демократическим происхождением и бравировать 
некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних "передовых 
кругах"), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, снова 
выявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображение 
капитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцы 
и капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботу 
о культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья 
Третьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын 
Алексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в 
Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское 
богатство, и весьма немалое. Лопахин _ капиталист иного пошиба. 
Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу: 
тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-
обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской. 
И вот наступает очередной социально-исторический перелом русской 
жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает 
буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо 
спасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа, 
что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит 
изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным 
ценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложение 
Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и 
жизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себе 
фигура второстепенного персонажа _ Шарлотты Ивановны. В начале 2 
акта она говорит о себе: "У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, 
сколько мне лет... откуда я и кто я _ не знаю... Кто мои родители, 
может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем... 
Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, 
зачем я, неизвестно". Шарлотта олицетворяет будущее Раневской _ все 
это скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта по-
разному, конечно, проявляют удивительное мужество и даже 
поддерживают бодрость духа в ддругих, потому что для всех персонажей 
пьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет ли 
другая _ весьма гадательно. 
Бывшие хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик, 
Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете 
надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они 
делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не 
изменится. Это обман, само- и взаимообман. Но этим они единственно 
могут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорее 
искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем его 
Гаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди. 
Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют в 
пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двух 
подходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога 
3 акта. 
А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее 
малолетства самое неопределенное и в то же время радужное 
представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни 
Пети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается 
молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе 
объяснить его инфантильность и _ самое удивительное _ общее 
признание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но 
справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым 
призывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость. 
Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши, 
"грязные, старые". 
Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших 
Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как 
отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова 
Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить 
другой сад _ нас все это должно привести к более серьезным выводам о 
сущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как 
революционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Но 
вот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта в 
студенческой фуражке и тужурке и... с револьвером, чуть ли не 
обвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этим 
арсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступали 
комиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом он 
очень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют Петра 
Степановича Верховенского в романе Достоевского "Бесы" (видимо, 
недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отца 
Петруши _ либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского). 
Петруша Верховенский _ первый в русской и мировой литературе образ 
революционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно. 
Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, и 
социал-демократические нотки. 
Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи 
посмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя, 
чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий 
устроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных 
на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями 
дела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленных 
островах архипелага ГУЛАГ. К счастью, "жить в эту пору прекрасную" 
не пришлось и большинству персонажей "Вишневого сада". 
Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манера 
повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать 
собственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки _ комедия, 
драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любил 
определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного 
явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всего 
понемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.

© stadyy

Hosted by uCoz