Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад" 
 
Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по 
праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор 
поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема 
деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы 
объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. 
В последней пьесе Чехова - один центральный образ, определяющий 
всю жизнь героев. Это вишневый сад. У Раневской с ним связаны 
воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата 
Гаева - это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица 
сада, а он ее владелец. "Ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь 
жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада 
я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то 
продавайте и меня вместе с садом..." Но для Раневской и Гаева 
вишневый сад - символ прошлого. 
Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит на сад с точки зрения 
"циркуляции дела". Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить 
имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что 
Раневская - сад в прошлом, Лопахин - сад в настоящем. 
Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов 
и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов - сын аптекаря. Ныне он 
студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в 
жизни. Живется ему тяжело. Он сам говорит, что если зима, то он 
голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным 
студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и 
многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в 
каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это 
положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет 
верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: 
"Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! 
Вперед! Не отставай, друзья!" Его речь ораторская, особенно там, где он 
говорит о светлом будущем России. "Вся Россия наш сад!" - восклицает 
он. 
Аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила 
обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование 
мировоззрения Ани оказал Трофимов. Душевный облик Ани 
характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и 
настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с 
детской радостью сообщает она: "А я в Париже на воздушном шаре 
летала!" Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой 
прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает 
сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани 
нежная, душевная, наполненная верой в будущее. 
Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие 
черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов 
обличает дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской 
усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника 
и в то же время говорит ему: "Как-никак, я люблю тебя". У Пети есть 
даже комические черты: Раневская называет его недотепой, а Варя - 
облезлым барином. 
Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень 
нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и 
настроений, вера в светлое будущее своей Родины. 
Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно в их 
уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому 
эти герои могут восприниматься и как резонеры - выразители идей и 
мыслей самого автора. 
Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, 
радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук 
топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут 
новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. 
Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

© stadyy

Hosted by uCoz