Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") 
 
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских 
писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - 
писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский 
проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна 
Ахматова, Осип Мандельштам. 
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к 
Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. В романе "Преступление и 
наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного 
города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-
колодцами, напоминающими душегубку. Петерьург Достонвского - это 
город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в 
котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и 
давит. Он - соучастник преступлений,  
питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных 
снов, преступлений, человеческих трагедий. 
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих 
интерьеров меблированных комнат - он обращает наше внимание на 
запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, 
нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в 
комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо 
Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или на сундук" каморка 
Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова 
пошла "по желтому билету", женщина-самоубийца с желтым испитым 
лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого 
отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с 
желтым камнем на руке Лужина. 
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных 
действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых 
событий. 
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного" 
мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина 
Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет 
одновременно страдания, которые выпадают на долю его 
обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна 
произносит: "Бог сам знает, как я страдала...". Отправляясь за 
Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении. Соня 
надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и 
искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, 
воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, 
осунувшаяся после болезни В этот момент зеленый цвет страданий и 
надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет 
больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленного 
будущего", они готовы воспринимать новую жизнь. 
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и 
наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным 
фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой - сам 
является действующим лицом, соучастником страшного поступка 
Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

© stadyy

Hosted by uCoz