ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА. 
Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого 
поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него 
Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал 
совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, 
в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно 
знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной 
землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их 
отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера 
отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, 
почувствовать. 
Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. 
Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя 
родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, 
ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с 
иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, 
система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией 
земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и 
мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, 
"деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: 
"Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается 
в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему 
невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. 
Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для 
него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, 
родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные 
критики определили как понятие "малой родины". С присущей 
С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее 
его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, 
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи 
поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство 
неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную 
хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается 
неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия: 
"А месяц будет плыть и плыть,  
Роняя весла по озерам...  
И Русь все также будет жить,  
Плясать и плакать у забора". 
С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и 
даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, 
революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для 
России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с 
надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. 
Поэты круга С.Есенина того времени - это Н.Клюев, П.Орешин, 
С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева - близкого 
друга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая ныне земля, 
/И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году 
появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ 
Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень 
сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и 
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья 
на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и 
человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее 
гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем 
центральным становится обретающее глубоко символический смысл 
состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы 
воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. 
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском 
"Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, 
технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. 
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена 
нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно 
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык 
с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене 
заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько 
поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют 
агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин 
справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". 
Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не 
нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание 
слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего 
призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и 
маю, /Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким 
пафосом наполнено его признание: 
"Я буду воспевать  
Всем существом в поэте  
Шестую часть земли  
С названьем кратким "Русь". 
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих 
строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - 
Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в 
"Ресефесере". С темой родины у С.Есенина связано понимание своей 
поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", 
хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для 
понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль": 
"Спит ковыль. 
Равнина дорогая  
И свинцовой свежести полынь!  
Никакая родана другая  
Не вольет мне в грудь мою теплынь. 
Знать, у всех у нас такая участь,  
И, пожалуй, всякого спроси -  
Радуясь, свирепствуя и мучась,  
Хорошо живется на Руси. 
Свет луны, таинственный и длинный,  
Плачут вербы, шепчут тополя,  
Но никто под окрик журавлиньй  
Не разлюбит отчие поля. 
И теперь, когда вот новым светом  
И моей коснулась жизнь судьбы,  
Все равно остался я поэтом  
Золотой бревенчатой избы. 
По ночам, прижавшись к изголовью,  
Вижу я, как сильного врага,  
Как чужая юность брызжет новью  
На мои поляны и луга. 
Но и все же новью той теснимый,  
Я могу прочувственно пропеть:  
Дайте мне на родине любимой,  
Все любя, спокойно умереть". 
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике 
поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, 
свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на 
долю есенинского поколения. Стихотворение построено на 
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа 
и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и 
журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в 
котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет 
луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, 
лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание 
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности 
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет 
"золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы". 
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но 
обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но 
непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою 
лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: 
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей 
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей 
красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение 
не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал 
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте 
поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее 
признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина 
развивается от безотчетной, почти по-детски естественной 
привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания 
трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

© stadyy

Hosted by uCoz