ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.  
В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два 
абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тёртый, битый жизнью 
практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха 
(а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. 
Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном 
орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. 
Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, 
что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при 
этом статуса дворянского сына. Он пытался "выслужить" дворянство, но 
13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он 
женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и 
прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и 
даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь 
желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои 
верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, 
Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение. 
Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал 
оскорбленнием пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это 
придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот 
русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 
лет? 
И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 
года: 
"Полуразрушенный, полужилец могилы,  
О таинствах любви зачем ты нам поешь?  
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,  
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?  
_ Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;  
В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще 
поет". 
То есть буквально два человека жили в одной, кстати весьма 
неприятной на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, 
какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви! 
Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70-
80-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но 
массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные 
романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), _ на слова 
Фета. "О, долго буду я в молчаньи ночи тайной", "Какое счастие! и ночь 
и мы одни", "Сияла ночь. Луной был полон сад", "Давно в любви 
отрады мало", "В дымке-невидимке" и, конечно, "Я тебе ничего не 
скажу" и "На заре ты ее не буди" _ вот лишь немногие стихотворения 
Фета, положенные на музыку разными композиторами. 
Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская 
любовь _ вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в 
этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года: 
"Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер.  
Только в мире и есть, что лучистый  
Детски задумчивый взор.  
Только в мире и есть, что душистый  
Милой головки убор.  
Только в мире и есть этот чистый  
Влево бегущий пробор". 
Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя 
философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но 
какой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло 
жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? 
Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота 
и должна быть главным в ней. 
Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом", 
"Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, 
радость эта", "Жду я, тревогой объят" и множество других лирических 
миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой 
неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает 
единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И 
поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение 
ли это Отца небесного? Или источник всего этого _ сам поэт, его 
умение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение 
готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет 
выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова "природа 
не храм, а мастерская, и человек в ней работник", то для Фета природа 
_ единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная 
декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-
вторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте. 
Если для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для 
Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, 
единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой 
силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и сама 
природа любит _ не вместе, а вместо человека ("В дымке-невидимке"). 
В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую 
душу частицей небесного огня, божьей искрой ("Не тем, господь, 
могуч, непостижим"), ниспосланной человеку для откровений, 
дерзаний, вдохновения ("Ласточки", "Учись у них _ у дуба, у березы"). 
Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в 
жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли 
которого об одном _ о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости 
("Нет, я не изменил", "Моего тот безумства желал", "Люби меня! Как 
только твой покорный", "Еще люблю, еще томлюсь"). 
Разберем стихотворение "Я тебе ничего не скажу", датированное 2 
сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков 
мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости 
чувства. Например, стихотворение Фета "Как мошки зарею" (1844) 
кончается мечтой "О, если б без слова/ Сказать душой было можно!". 
Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной 
природы, (открывается молчанием: "Я тебе ничего не скажу...". 
Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души 
человека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтиком 
затруднительно: очень уж он "земной". Тем не менее уделом героя 
стихотворения остается "молча твердить" слова любовного признания. 
И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится 
главным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-таки 
почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка 
уточняет: "Я тебя не встревожу ничуть". Да, как свидетельствуют другие 
стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать 
девственную душу его избранницы своими "томленьями" и даже 
"содроганьями". Есть и другое объяснение, оно в последней строке 
второй строфы: его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых 
сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и 
природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с 
помощью особого художественного приема, называемого 
психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т.е. вместилище 
эмоционально-духовного начала, героя "больная, усталая" (первая 
строка третьей, последней строфы). "Я дрожу" - от ночного ли холодка 
или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец 
стихотворения зеркально повторяет начало: "Я тебя не встревожу 
ничуть,/ Я тебе ничего не скажу". 
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не 
скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов. 
Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем 
чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного 
выражения.

© stadyy

Hosted by uCoz