Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя 
 
Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это 
время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных 
для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время 
беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, 
живущего под гнетом крепостного права. 
Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской 
литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов 
и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости 
других. 
Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения 
взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это 
поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество 
помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", 
повести "Нос" и "Шинель", показывающие глупость людей, 
управляющих государством. 
Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. 
Существовавшая социальная действительность наложила глубокий 
отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Это можно 
показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, 
"Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея 
моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь 
последовательно изображает помещиков, чиновников и главного героя 
поэмы дельца Чичикова. Остановимся подробнее на типах помещиков. 
Все они эксплуататоры, высасывающие кровь из крепостных крестьян. 
Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются 
друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но 
и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не 
просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий 
трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок 
на подоконник или в беспочвенных прожектах моста через пруд да 
купеческих лавок, в которых будет продаваться всякая снедь для 
крестьян. Образ Манилова - находка Гоголя. В русской литературе он 
найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как образ 
Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным. 
В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка, но этот образ 
не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Настасья 
Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает к 
ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как 
принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она 
боится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее 
морочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется 
предложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости. 
Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, 
порожденную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая 
расчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это 
человек, бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков 
понял, зачем Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув 
в списки умерших крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое 
он написал через "ер" (твердый знак). Но жажда накопительства 
приводит к своей абсолютной противоположности - к нищете. Мы это 
видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился в 
животное, утратил даже пол (Чичиков даже принимает его за 
женщину), стал "прорехой на человечестве". 
Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России 
дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам 
других, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями. 
Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он 
"надул" своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-
таможенника. Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в 
человеке все человеческое, растлевает его, омертвляет его душу. В 
комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, 
непорядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение 
душевной пустоты, фанфаронства, тупости. Он похож на пустой сосуд, 
который можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники 
уездного города Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть 
в нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести 
себя ревизор-взяточник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает 
душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за 
действительное. 
В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только 
социально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: 
пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя 
бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.

© stadyy

Hosted by uCoz