Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" 
души в поэме Гоголя. 
В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой 
огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся 
Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего 
произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как 
отрицательные, так и положительные стороны жизни России той 
эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь 
Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II 
том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был 
осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I 
том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской 
жизни. 
Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы 
современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. 
Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. 
Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; 
мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись 
с ним немного, вы воскликнете: "Черт знает, что такое!" Его 
мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие. 
В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. 
Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится 
"дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. 
Это тип человека себе на уме. 
В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. 
Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо 
открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что 
общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый 
встречным и поперечным, его живость -это неспособность 
сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его 
энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его 
страстишка, по словам самого писателя,- "нагадить ближнему, иногда 
вовсе без всякой причины". 
Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в 
отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается 
обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; 
недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь 
подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. 
Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" 
Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. 
Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и 
морального распада человеческой личности. 
К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми 
душами", примыкают и губернские чиновники. 
Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? 
Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере 
жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах 
поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей 
Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то 
особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для 
крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда 
он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, 
.Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все 
люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: "Что вы, 
сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?" 
Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при 
каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся 
же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? 
Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы 
появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в 
будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед 
птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

© stadyy

Hosted by uCoz