Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов". 
 
Занимающий центральное место в творчестве замечательного русского 
писателя Ивана Александровича Гончарова, роман восхищает читателей 
и по сей день. И неудивительно! Ведь "Обломова" автор писал больше 
десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, слог, добиваясь 
поразительной точности во всех сценах. Интересна также временная 
протяженность различных частей романа. Действие его разворачивается 
в течение восьми лет, а с предысторией даже 32 года. Первая глава 
продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, 
добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с 
Обломовым, главным героем романа. Дарование Гончарова-романиста 
раскрылось в "Обломове" во всем его богатстве, со всеми его 
особенностями. Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в 
построении романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, 
положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом 
взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей 
действительностью. Я считаю, что "Обломов" Гончарова - это роман-
трагикомедия. Хотя в нем много трагического, но немало и комических 
сцен, где автор смеется во весь голос. 
Одна из главных трагедий этого романа - трагедия Обломова. Илья 
Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. 
Автор показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста, 
приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием 
всякой определенной идеи". Автор показывает нам во всех 
подробностях его быт, дает нам понять, что это человек нравственно 
погибающий. "По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; 
зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли 
заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным 
состоянием". Но почему же один из лучших людей романа, морально 
чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В 
чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была 
почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать 
удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила 
в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние 
нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова - такой молодой 
человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно 
погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может 
вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также, я считаю, 
некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это 
новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и 
жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного 
человека, автор описывает нам Штольца как некую машину: "Он был 
весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская 
лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да 
мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца". Читая 
роман, мы видим, что трагедия Штольца - это его ненатуральность, он 
почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров 
неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая 
лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности 
видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. 
Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется 
какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со 
скепсисом относится к новому человеку. Я считаю, что истоки трагедий 
обоих героев - в воспитании. Это два совершенно разных пути. 
Обломовцы - хранители традиций древности. Так же, как Обломов, 
препровождали  
время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение 
передавалась обломовская утопия, представление о человеке, 
гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает 
отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность 
Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта 
Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. 
Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз 
"правильное", рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может 
быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет 
строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца 
нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она как точный 
график времени отправления поездов на станции, а сам он - поезд, 
правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же 
искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, - 
это достижение материального достатка, комфорта, личной 
устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: "Штольц не 
внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный 
малый, а я ему не верю... Наполовину он сочинен, на три четверти 
ходулен." Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. "Все 
лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до 
подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем 
лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и 
перепутанные... На нем была ветхая шинель, у которой недоставало 
одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал 
меховую, совсем обтертую шапку". После смерти хозяина Захару некуда 
было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его 
смерть стала сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил 
Обломова. 
Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми 
читатель смеется от всей души, несмотря на тo, что роман был написан 
много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и 
Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале 
пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: "Илья Ильич! А, 
Илья Ильич!" Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался 
хозяина, тот приказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно 
восклицает: "Знаешь ты дрыхнуть! - говорил Захар, уверенный, что 
хозяин не слышит. - Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!" Но 
Обломов услышал: "Нет, ты как сказал-то - а? как ты смеешь так - а?" 
Захар оправдывается. Ему удается поднять с постели Илью Ильича, 
недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в комнату заходит 
Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обеде у 
Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости 
начали поглядывать на него и ждать, как он будет его есть. 
До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана 
Александровича Гончарова, в котором неотделимые от жизни 
комические и трагические сцены переплетаются, поражая всех.

© stadyy

Hosted by uCoz