ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ 
ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ). 
М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. 
Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес 
у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не 
знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий 
Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого, 
знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый 
налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в 
литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший 
жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и 
читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького 
привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие 
глубины "дна жизни", которые до него никто из писателей не знал 
изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому 
обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние 
годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее 
сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде 
всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в 
ее брожении. У М.Горького вырабатывается новый тип 
взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы 
"среда заела", которая была во многом определяющей для литературы 
предшествовавших 90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит 
мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С 
самого начала произведения М.Горького распадаются на два типа: 
ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, 
высказываемые автором в них, во многом близки. 
Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по 
жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его 
ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них 
писатель по всем законам романтического направления рисует образы 
красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской 
литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших 
символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает 
романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. 
Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как 
трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе "Старуха 
Изергиль" повествование также строится по романтическим канонам. 
Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-
повествователь - носитель общественного сознания. Ему говорится: "... 
стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны". Ему 
противостоит мир романтических героев - красивых, смелых, сильных 
людей: "Они шли, пели и смеялись". В рассказе ставится проблема 
этической направленности романтической личности. Романтический 
герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе 
говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и 
положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят 
среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, 
свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой 
жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством. 
Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как 
аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. 
В Данко М.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот 
написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и 
Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями 
пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при 
этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена 
отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради 
которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей 
стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства"). Данко - 
герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного 
самопожертвования. М.Горький реализует, делает буквальной 
распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя 
перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не 
перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается 
к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же, 
радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что 
еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один 
осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое 
сердце ногой". 
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал 
для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример 
для подражания, позднее был широко привлекаем официальной 
идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были 
даже конфеты с названием "Данко" и с изображением на обертке 
горящих сердец). Однако у М.Горького все не так просто и однозначно, 
как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой 
писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту 
непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе "Старуха 
Изергиль" явственно ощущается присущий М.Горькому пафос 
учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях ("Песня о 
Соколе", "Песня о Буревестнике"). Сегодня они воспринимаются скорее 
как забавная страница истории литературы и не раз давали материал 
для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М.Горького 
появилась статья с названием "Бывший Главсокол, ныне Центроуж"). 
Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества 
проблему, сформулированную в "Песне о Соколе", мне бы хотелось 
обратить внимание: проблема столкновения героической личности с 
миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во 
многом развита М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего 
периода. 
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, 
опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято 
было называть босяками. М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к 
ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, 
заслужив определение "певец босячества". В самой этой теме не было 
полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. 
Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего 
сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки 
- это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые 
сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько 
отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов". Уже 
в начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он 
"прекрасный пекарь, умелец", им дорожит хозяин пекарни. Коновалов 
представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это 
человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней 
обыденного, безгеройного существования: "Тоска она, канитель: не 
живешь, а гниешь!". Коновалов мечтает о героической ситуации, в 
которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: 
"Не нашел я себе места!". Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса 
Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и 
уходит от нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и 
другой горьковский герой из рассказа "Супруги Орловы". Григорий 
Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем 
творчестве М.Горького. Это человек сильных страстей, горячий и 
порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему 
кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в 
холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла 
и возвращается к своему естественному состоянию бунта, 
противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже 
жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть 
мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он 
говорит о себе: "А горит сердце большим огнем ". М.Горький относится 
к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. 
Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем 
этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской 
жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к 
подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к 
повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным 
героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, 
могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, 
войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном 
течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные 
писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как 
актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

© stadyy

Hosted by uCoz