Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума" 
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего 
времени. Он получил блестящее образование, знал несколько 
восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 
34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив 
потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе от ума". 
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней 
правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 
года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от 
косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить 
развитие конфликта между двумя общественно-политическими 
лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников 
(Чацкий). 
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что 
"учиться надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли, 
служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - 
быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в 
монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: 
...Вот пример: 
Покойник был почтенный камергер, 
С ключом и сыну ключ умел доставить; 
 Богат, и на богатой был женат; 
Переженил детей, внучат; 
Скончался, все о нем прискорбно поминают: 
Кузьма Петрович! Мир ему! - 
Что за тузы в Москве живут и умирают!.. 
Образ Чацкого, напротив, это что-то нс.вое, свежее, врывающееся в 
жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель 
передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать 
героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая 
политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его 
порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, 
невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику 
фамусовскому обществу. 
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она 
проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов -воспитатель 
Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже 
готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал 
бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, 
главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, 
прислуживаться тошно. 
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и 
серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу 
перчатку. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших 
глядя! - 
раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А 
судьи кто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья 
подлейшие черты". 
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, 
становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные 
персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. 
Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении с этим миром 
показана социальная интрига пьесы. 
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - 
любовная. И.А. Гончаров писал: "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его 
слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье". Именно 
непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к 
раздражению, к тому "мильону терзаний", под влиянием которых он 
только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий 
мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли 
Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова 
раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная 
репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее 
возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии 
Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о сумасшествии Чацкого несется 
по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, 
гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот 
слух жарким монологом "Французик из Бордо", который он произносит 
в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих 
конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. 
Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру 
судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! - Молчалины 
блаженствуют на свете! - 
говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся 
обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим 
разрывом. 
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему 
фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день 
пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет... 
Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее 
точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний": 
"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь 
смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, 
запрятавшийся в пословицу-"Один в поле не воин". Нет воин, если он 
Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - 
всегда жертва"

© stadyy

Hosted by uCoz