НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 
"ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".  
Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: "Это Онегин нашего 
времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо 
меньше расстояния между Онегою и Печорою". Онегин - отражение 
эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин - герой третьего 
десятилетия, "жестокого века". Оба они - мыслящие интеллигенты 
своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета 
и бездействия, а Онегин - в период общественного оживления и мог 
быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому 
Белинский говорит: "Онегин скучает, а Печорин страдает". 
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. 
Выйдя из-под опеки родных, "пустился в большой свет" и "стал 
наслаждаться бешено всеми удовольствиями". Легкомысленная жизнь 
аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и 
чтение книг. После "нашумевшей истории в Петербурге" Печорина 
ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими 
штрихами указывает на его аристократическое происхождение: 
"бледный, благородный лоб", "маленькая аристократическая рука", 
"ослепительно-чистое белье". Печорин физически сильный и 
выносливый человек: "широкие плечи доказывали крепкое сложение, 
способное переносить все трудности кочевой жизни... непобежденное 
ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными". 
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и 
скрытность. Не удивительно ли, что, "несмотря на светлый цвет волос, 
усы его и брови черные?" Глаза не смеялись, когда он смеялся". 
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим 
окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви 
и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников 
самокритичен:" Мы не способны более к великим жертвам ни для блага 
человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Он прекрасно 
разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не 
удовлетворяется сонной жизнью "водяного общества" и дает 
уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память 
Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. 
В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, 
название произведений, имена писателей и литературных героев. 
Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю 
пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под 
выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы "изведать предел 
подлости моего противника". Человек сильной воли и больших 
возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. 
"Рожденный для высокой цели", он вынужден жить в томительном 
бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные 
настоящего человека. Даже острые приключения не могут его 
удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение. 
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. 
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры, 
Максима Максимыча. 
Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов 
раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его 
образ. Печорин - холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, 
и это характеризует его как индивидуалиста. 
Но самое тяжелое обвинение Печорину - отсутствие жизненной цели, 
бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей 
жизни, он записал в "журнале": "А, верно, она существовала и, верно, 
мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей 
силы необъятные". 
Нашел ли Печорин свое "высшее назначение"? С пользой ли растратил 
свои "необъятные силы"? И не о подобных ли ему людях поколение 30-
х годов прошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в 
знаменитой "Думе": 
... Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни 
мысли плодовитой, Ни гениям начатого труда. 
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого 
слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии 
романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем 
Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин - "это 
портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их 
развитии. 
Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те 
годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных 
героев. Они шаг за шагом прошли "кремнистый путь" борцов и явили 
миру образцы патриотизма и гражданского мужества.

© stadyy

Hosted by uCoz