Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
 
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил 
проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это 
тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между 
творческой личностью и окружающей средой. 
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений 
выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это 
стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором 
остановился А.С.Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный 
судия мне дал всевиденье пророка..." 
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от 
социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и 
трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин 
показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов 
показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь 
лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и 
неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья". 
"Шумный град" встречает лермонтовского героя насмешками 
"самолюбивой" пошлости, презрением. 
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в 
самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными 
свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто 
человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в 
лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной 
оскорбительные возгласы: 
"Как он угрюм, и худ, и бледен!  
Смотрите, как он наг и беден,  
Как презирают все его!" 
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у 
Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет 
надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. 
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких 
произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, 
читатель и писатель" и др. 
Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произведением, 
которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, - за него 
поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, 
посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" 
стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. 
Именно они - гонители таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения 
и славы палачи" стали причиной смерти поэта. 
В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема 
взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества 
раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной 
художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение 
можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает 
нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой 
игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь 
кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые 
подвиги (когда голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди 
торжеств и бед народных") забыты, толпа презирает его. Но в 
заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий: 
"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,  
Иль никогда на голос мщенья  
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,  
Покрытый ржавчиной презренья!" 
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, 
который является символом гражданской, Богом данной поэзии. 
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных 
тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать 
Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов 
современности.

© stadyy

Hosted by uCoz