ТЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 
А.П.ПЛАТОНОВА, А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА, В.Т.ШАЛАМОВА  
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве 
возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само 
становление тоталитарного государства еще только намечалось. Оно 
было предугадано писателем Е.Замятиным в романе "Мы", в образе 
Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью 
почти уничтожен, сведен к "нумеру", где все одеты в одинаковые 
одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман 
Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до 
советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в 
его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е.Замятина, 
в чем-то' далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к 
личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его 
жизни. Особенно трагический оборот все это приобретало в годы, когда 
шло массовое истребление целых слоев населения по различным 
признакам - уничтожали дворян, организовывали расказачивание, 
раскулачивание или "ликвидацию кулачества как класса", наконец, 
1937-1938 годы - пик "большого террора", страшные годы ежовщины, 
которые сменились долгими десятилетиями бериевщины. В русской 
литературе все эти трагические события долгие годы были абсолютно 
запретной темой. До читателя так и не дошло в свое время написанное 
еще в 30-х годах стихотворение О.Мандельштама, разоблачающее 
Сталина, стихотворения о трагедии матерей, которые растили детей 
"для плахи, для застенка и тюрьмы", А.Ахматовой и ее поэма "Реквием", 
повесть Л.Чуковской 
"Софья Петровна" и многие другие произведения, которые только в 
последние десятилетия возвращены нам. 
Попыткой нарушить вынужденный заговор молчания, сказать читателю 
правду о страшных годах террора, о трагедии личности стало творчество 
писателей, таких как Юрий Домбровский, автор романа "Хранитель 
древностей" и его продолжения - романа "Факультет ненужных вещей". 
К этой теме обращается писатель Варлам Шаламов, человек 
трагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымских 
лагерях. Писатель стал автором потрясающих по силе психологического 
воздействия произведений, своеобразного колымского эпоса, 
показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в 
нечеловеческих условиях - так можно обозначить сквозную тему 
"Колымских рассказов" В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бы 
теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой 
обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Так у 
В.Шаламова появляются понятия "первая жизнь" (долагерная) и вторая 
жизнь - жизнь в лагере. Писатель не щадит читателя, в его рассказах 
появляются страшные подробности, которые невозможно понять без 
душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, 
гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников, считавшихся 
в лагерях "друзьями народа" в отличие от политических заключенных, 
прежде всего интеллигентов, которых называли "врагами народа" и 
которые были отданы в полную власть уголовникам. В своих рассказах 
В.Шаламов показывает то,что было страшнее холода, голода и болезней 
- человеческое унижение, низводившее людей до уровня животных. 
Оно просто погружает их в состояние небытия, когда из человека 
уходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена "полусознанием, 
существованием". В рассказе "Сентенция" автор с почти научной 
точностью анализирует состояние человека в этой нечеловеческой 
жизни, когда единственным его чувством остается злоба. Когда смерть 
отступает, а к человеку возвращается сознание, он с радостью замечает, 
что его мозг начинает работать, из глубин памяти всплывает давно 
забытое научное слово "сентенция". В рассказе "Тифозный карантин", 
В-Шаламов показывает другую грань человеческого унижения: 
готовность служить главарям воровского мира, стать их лакеями и 
холопами. Этих главарей окружает "толпа услужающих", готовых на что 
угодно, лишь бы им отломили корочку хлеба или налили супчику. И 
когда в этой толпе герой рассказа видит знакомое лицо, капитана 
Шнайдера, немецкого коммуниста, знатока Гете, образованного 
человека, который прежде поддерживал дух товарищей, а в лагере 
исполняет унизительную роль "чесальщика пяток" у вора Сенечки, ему 
не хочется жить. Автор описывает переживания Андреева, героя 
рассказа: "Хотя это было небольшое и нестрашное событие по 
сравнению с тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он 
запомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В.Шаламова - не 
просто художественный документ. Это целостная картина мира, скорее, 
антимира, абсурда, в который брошен человек страшным монстром 
террора, переламывающего миллионы людей. В этом антимире все 
перевернуто. Человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в 
тюрьму. В рассказе "Надгробное слово" так и сказано: "Тюрьма-это 
свобода. Это единственное место, которое я знаю, где люди, не боясь, 
говорили все, что думали. Где они отдыхали душой". Творчество B. 
Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского 
осмысления целой эпохи. В целом русская литература XX века 
раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций 
гуманизма, в традициях русской классической литературы. 


© stadyy

Hosted by uCoz