Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 
 
"Кому на Руси жить хорошо" - поэма-эпопея. В центре ее - 
изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение 
двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма 
необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел 
изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к 
сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. 
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в 
заглавии "Кому на Руси жить хорошо" - это проблема счастья. 
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: 
"В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай". Но не трудно 
понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 
1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей 
земли, попали в еще большую кабалу. 
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о 
тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив 
голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с 
особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не 
смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные 
предрассудки и пьянство в крестьянском быту. 
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех 
мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, 
Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, 
Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена 
безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - 
с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с 
мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, 
несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо 
барина драть будет волостной". 
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, 
которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В 
отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде 
Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили 
подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное 
благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким 
Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь 
правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя 
причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что 
крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится 
такое счастье для русского народа: 
Не надо мне ни серебра,  
Ни золота, а дай Господь,  
Чтоб землякам моим  
И каждому крестьянину  
Жилось вольготно, весело  
На всей святой Руси! 
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного 
правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же 
трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он 
отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим 
чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно 
понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему 
принадлежат такие слова: 
У каждого крестьянина  
Душа, что туча черная,  
Гневна, грозна - и надо бы  
Громам греметь оттудова,  
Кровавым лить дождям,  
А все вином кончается. 
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, 
прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной 
преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда 
народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него 
идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, 
назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть 
не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается 
печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. 
Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных 
силах, богатстве моральных качеств крестьянства. 
Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский 
протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. 
Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный 
характер, но такова была действительность крепостного общества. 
Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие 
притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. 
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, 
такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье 
поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о 
накипающем протесте его против угнетения. 
Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. 
Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, 
заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:  
Рать поднимается  
Неисчислимая,  
Сила в ней скажется  
Несокрушимая. 
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная 
система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В 
этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину 
Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", 
и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова 
верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и 
работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать 
комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было 
отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. 
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое 
полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван 
критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на 
фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, 
исполняемой на многие голоса.

© stadyy

Hosted by uCoz