ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ "ТЕМНОГО ЦАРСТВА" В ДРАМЕ "ГРОЗА" 
Где ты, гроза - символ свободы? А. С. Пушкин 
Драма Островского "Гроза" - самое значительное произведение 
известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период 
общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в 
душной атмосфере действительности собиралась гроза. 
Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где 
домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители 
провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным 
интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве 
и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. 
За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт 
самодуров, не признающих человеческое достоинство. 
Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. 
Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого 
заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. 
Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще 
более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго 
соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест" 
домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком 
проявления личной воли. 
Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев 
"темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей 
подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и 
ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь 
разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, 
никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-
то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, 
уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". 
Под этой смиренной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, 
неразлучное с религиозным ханжеством. 
Развитие действия в "Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы. 
Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. "Но чудное 
дело, - пишет Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве", - 
самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то 
недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла 
другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна 
хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие 
видения темному произволу самодуров". 
Таково "темное царство" - воплощение всего строя жизни царской 
России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого 
достоинства. 
В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина - натура поэтическая, 
мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений 
сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и 
лаской матери. 
В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт 
между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет 
постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень 
здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно 
выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты 
меня режь!" - говорит она. 
Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства 
обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к 
Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной 
натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. 
Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и 
самой собой. В этом трагизм положения героини. 
Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана 
непобедимость "темного царства". Но драма завершается нравственной 
победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над 
темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. 
Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини - это 
протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если 
женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде 
купечества, не может больше мириться с гнетом "самодурной силы", 
значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое 
должно побудить народ к решительной борьбе. 
Для своего времени, когда Россия пережила период громадного 
общественного подъема перед крестьянской реформой, драма "Гроза" 
имела важное значение. 
Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в 
творчестве Островского, но и во всей русской и мировой 
художественной литературе.

© stadyy

Hosted by uCoz