Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак 
 
Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. 
Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, 
складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, 
победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество 
стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей 
его советской действительности. Он подчеркивает необходимость 
непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого 
художника. 
"Не спи, не спи, работай,  
Не прерывай труда,  
Не спи, борись с дремотой,  
Как летчик, как звезда.  
Не спи, не спи, художник,  
Не предавайся сну.  
Ты - времени заложник  
У вечности в плену". 
В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издательстве 
"Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны 
пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом 
открывал свои сборники: 
"Февраль. Достать чернил и плакать.  
Писать о феврале навзрыд,  
Пока грохочущая слякоть  
Весною черною горит". 
За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому, 
1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в 
тучах". 
К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений 
Пастернака "Поверх барьеров". 
Узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. 
Написанная революционным летом 1917 года книга лирики "Сестра 
моя - жизнь" поставила Пастернака в ряд первых литературных имен 
того времени. 
Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность как бы по 
инерции написать следующую книгу стихов - "Темы и вариации", но 
эта книга, упрочив его имя, однако, означала для автора душевный 
спад, стала для него объектом недовольства собой. 
Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие времена 
лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может 
существовать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной 
судьбой, временем ради вечного: 
"Мы были людьми. Мы эпохи.  
Нас сбило, и мчит в караване,  
Как тундру под тендера вздохи  
И поршней и шпал..." 
Пастернак обращается к историческим сюжетам революции 1905 года, к 
легендарной фигуре лейтенанта Шмидта. Появляется поэма "Лейтенант 
Шмидт". 
Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда соприкасались с судьбой 
поэта и были ему небезразличны (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, 
Мейерхольду), вместе с некоторыми другими, написанными в это 
десятилетие, Пастернак объединил с ранними сборниками и составил 
сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали 
поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак 
изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в 
истории человеческого общества. 
С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в Союзе 
писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о нем 
много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936 
года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился:  
"Поезд ушел. Насыпь черна.  
Где я дорогу впотьмах раздобуду?" 
Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное 
обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались 
ложными. Но и в их свете Пастернак начал писать роман "Доктор 
Живаго", работа над которым заняла целое десятилетие. Однако  
К. Симонов, редактор "Нового мира", отказался печатать роман; его 
издание на родине было запрещено более 30 лет. 
Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа "Доктор Живаго". 
Он наконец издан; печатаются массовыми тиражами, о которых автор 
не мог и мечтать, стихи и проза Пастернака. Его читают, о нем много 
говорят и пишут. 
И все-таки, на мой взгляд, лучшим в творчестве Б. Пастернака 
являются стихи и переводы.

© stadyy

Hosted by uCoz