"Земли родной минувшая судьба". (Исторические произведения А. С. 
Пушкина)
 
Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как 
поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как 
"Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава", "Медный 
всадник", "Борис Годунов". 
"История Пугачевского бунта" и конечно же "Капитанская дочка". Все 
эти произведения описывают разные исторические события, разные 
исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в 
древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем 
еще свежими в памяти поэта и его современников событиями 
Отечественной войны 1812 года. 
Одно из первых таких произведений - "Песнь о вещем Олеге", 
написанная в 1822 году, в котором дается поэтическая версия автора о 
кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными 
военными походами и победами над сильными врагами, в частности, 
над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда". Тема торжества 
русского оружия, героизма русского народа, победителя и 
освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных 
Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы 
"Евгения Онегина", воспевающие подвиг Москвы 
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы 
коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла 
Москва моя . К нему с повинной головою. 
В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед нами 
встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев, 
"вождь полунощного флага" Орлов. Этой же теме посвящено 
стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по 
поводу взятия предместья Варшавы. Одно из центральных мест в 
творчестве Пушкина занимает образ Петра 1. Пушкин видел в образе 
Петра 1 образцового правителя государства. Он пишет в поэме 
"Полтава": 
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы 
напрягая, Мужала с гением Петра. 
Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике", где он говорит о 
славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы", 
поднявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу". 
Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту 
тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке, 
прадеде Ибрагиме Ганнибале. 
В драме "Борис Годунов" обращается Пушкин к иной эпохе, эпохе 
смутного времени. Это был период тяжелейших испытании для России. 
Драма "Борис Годунов" - в определенном смысле новаторское 
произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В 
этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает 
теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба - и царь Борис, и 
Раскольников -совершают преступления, оправдывая себя "благими 
намерениями", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад. 
"Капитанская дочка" - наиболее значительное историческое 
произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую 
проделал автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над 
"Историей Пугачевского бунта" -документальным произведением с 
массой свидетельств, характеризующих ожесточение 
противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" - это 
художественное произведение. На разницу этих двух произведений 
указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по-своему 
оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма. 
Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми 
ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней, устами 
Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и 
мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, 
сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, 
этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, 
Марина Цветаева назвала словом "чара". 
В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый 
эпический жир - жанр исторической повести, исторического романа. 
Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об 
этом удивительном произведении: Крестьянский бунт, Начало русской 
прозы, Не свифтов смех, Не вертеровы слезы, А заячий тулупчик 
Лугача, Насильно снятый с барского плеча. 
"Капитанская дочка" является началом русской исторической прозы. 
Без нее не было бы "Тараса Бульбы" Н.В. Гоголя, "Войны имира"Л.Н. 
Толстого, "Петра 1" А.Н. Толстого.

© stadyy

Hosted by uCoz