"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени 
народное произведение"
 
"Евгений Онегин"-реалистический роман в стихах, так как . в нем 
предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей 
начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение 
основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать 
о романе словами самого поэта - это произведение, в котором 
"отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской 
жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. 
В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о 
культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде 
("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), 
меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр, 
шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре 
(балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже 
составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром 
П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": 
""Онегин" твой будет карманным зеркалом русской молодежи". 
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом 
показаны все слои русского общества того времени: высший свет 
Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - 
то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" 
как об истинно народном произведении. 
Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - 
декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди 
искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил 
Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни "о соли светской 
злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому 
подобное. 
Глазами столичного жителя показана нам Москва-"ярмарка невест", 
Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая 
московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он 
подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит 
Москву, сердце России: "Москва... Как много в этом звуке для сердца 
русского слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал 
Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы 
коленопреклоненной с ключами старого Кремля". 
Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой 
слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея 
персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. 
Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные 
Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим 
исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые 
души". Красавец Ленский, "с душою прямо геттингенской", -романтик 
немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы, по 
мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать 
лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как 
старый Ларин или дядя Онегина. 
Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин 
объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в 
сей толпе дворян освободителей крестьян". Появление романа Пушкина 
"Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие 
русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал 
неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мирз", 
"Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы 
открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе. 
Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале 
XIX века образованное дворянство было тем сословием. "в котором 
почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в 
"Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого 
сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно 
находилось в избранную им эпоху".

© stadyy

Hosted by uCoz