СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА 
Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою 
жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в 
своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после 
реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту 
и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и 
эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, 
рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет 
исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то 
революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо 
разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях. 
Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин 
старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем 
блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет 
скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин 
раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику 
дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом. 
В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 
Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый 
остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в 
регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на 
остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на 
острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на 
острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. 
Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь, 
как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказке 
Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые 
давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад" 
покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс 
надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как 
и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что 
эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они 
полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать. 
Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег 
загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак 
серебра. Веселись мужичина." С такой же силой Салтыков-Щедрин 
разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в свое 
дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннего 
супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает 
придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в 
дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода 
злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй - 
крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух 
овец, "за что мужики осерчали и убили его"). Третий же Топтыгин не 
хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что 
мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но 
в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с 
воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства 
против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа 
обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью 
всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через 
свержение монархии, то есть через революцию. 
Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих 
сказках. В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показал 
отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один 
вывод, "что орлы для просвещения не нужны". В сказке "Премудрый 
пескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал 
дрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам 
(сказка "Карась-идеалист"). Писатель утверждает, что не словами, а 
решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и 
сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина 
талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из 
собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель-
гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что 
он своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шею 
угнетатели". Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного 
народа. 
Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке 
присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки 
Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные 
пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и 
всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и 
настоящему, и будущему.

© stadyy

Hosted by uCoz