Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. 
М. Достоевского ("Преступление и наказание") 
 
Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и 
мира" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. 
Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от 
проблематики до построения системы персонажей и приемов 
психологического изображения. Однако в самом использовании 
антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. 
Истоки этого различия в их взглядах на человека. 
В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: 
заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война" означает в 
"Войне и мире" не только военные действия, не только события, 
происходящие на поле сражения; война может происходить в 
повседневной жизни людей (вспомним такую войну из-за наследства 
графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом 
отношении является слово "мир": миръ как антитеза войне и "мiръ" как 
общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л. Н. 
Толстого стало "Война и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в 
многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание 
этого слова, как бы колеблясь. Само сочетание "война и мир" мы 
можем встретить у Пушкина в "Борисе Годунове": 
"Описывай, не мудрствуя лукаво,  
Все то, чему свидетель в жизни будешь:  
Войну и мир, управу государей,  
Угодников святые чудеса". 
Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится 
ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это 
категория универсальная, это жизнь, это вселенная. 
С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и 
наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом 
смысле. "Преступление и наказание" - это произведение, ставящее 
глубинные философские и нравственные проблемы. 
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается 
двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие 
людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой 
испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного 
движения личности во времени". Герои, способные к душевному 
движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе 
начала "живой жизни" и мира. Герои неподвижные, неспособные 
чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются 
Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой 
резко противопоставляет эти персонажи. Так, салон Анны Павловны 
Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с 
бездушной машиной. 
Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправильность", 
"внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправильные и 
даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем 
античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту) смех 
Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении 
героев автор также противопоставляет стихийное разумному, 
естественное театральному. Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо 
естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони. 
Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он 
не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается 
актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие 
античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе 
Кутузов. Он - истинный выразитель духа нации. 
"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" 
Курагиных. 
Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при 
изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, 
чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает 
для ее удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно 
заряжает свой пистолет. 
В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не 
изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда 
противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две 
бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, 
эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: 
идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления и 
наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд 
совести. 
Приемы, которые Достоевский использует в создании образной 
системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. 
Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем 
первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до 
совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его 
прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но 
и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами 
портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. 
Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием 
оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-
реалистов, Толстого и Достоевского.
широкоформатная печать на баннерах.

© stadyy

Hosted by uCoz