Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого "Война и 
мир" 
 
Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и 
мир" присущи также и черты романа психологического. 
Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев 
Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или 
изменяемости. 
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к 
внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к 
нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые 
- статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и 
они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они 
красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда 
одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует 
повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая 
раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри 
красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. 
В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы 
внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к 
самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им 
свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время 
Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей 
внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, 
кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, 
преодолевающий свой страх - герои. Хвастливый и самоуверенный 
Жерехов только кажется героем. 
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере 
Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, 
непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния 
системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь 
Андрей - в государственной службе. 
Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения 
душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии 
Чернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту 
сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную 
сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного 
смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а 
все остальное - преходяще. Для князя Андрея такими моментами 
душевных перемен становятся Аустерлиц с его небом и болезнь сына с 
пологом над детской кроваткой, когда  князю Андрею открывается 
новый взгляд на жизнь. 
Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их 
отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-
каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих 
жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: 
любви, природе, искусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве 
от всего этого - например, семья Курагиных, которую и семьей назвать 
сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той 
"родовой поэзии", которая свойственна семьям. Ростовых и 
Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их 
объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя 
как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в 
отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и 
признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской 
любви" и дети - "обуза его существования"). Можно также вспомнить о 
бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит 
на портрет сына (любовь - явно не самое главное чувство, которое он 
при этом испытывает). 
Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что 
происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается 
их "собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные 
перемены в их душах. 
Важный принцип психологического анализа - изображение снов. Так, 
сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит 
свои слабости, в них к нему проходят решения. В сне князя Андрея 
раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь 
с которыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый, 
гармоничный, сон Николая Болконского - сон "болконский", 
рассудочный, проблематичный. 
Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое 
выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других -тонкость 
душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в 
доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму 
восприятия Наташи. 
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают 
даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в 
том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно 
живыми, а характеры их - психологически достоверными, 
многогранными.

© stadyy

Hosted by uCoz