Поэзия Анны Ахматовой 
 
А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и 
социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту 
бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто 
приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. 
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему 
продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. 
Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, 
поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не 
смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России 
может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:  
"Не с теми я, кто бросил землю  
На растерзание врагам.  
Их грубой лести я не внемлю,  
Им песен я своих не дам". 
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи 
появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в 
следующем году вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же 
Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских 
поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой 
был связан с А.Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой 
Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и 
характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии 
Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от 
образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в 
своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: 
любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. 
Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера 
передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему 
в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова 
сумела написать поражающие духом обновления строки: 
"Все расхищено, предано, продано,  
Черной смерти мелькало крыло,  
Все голодной тоскою изглодано -  
Отчего же нам стало светло?" 
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. 
Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя 
под знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение 
пушкинского мира продолжалось всю жизнь. 
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, 
оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. 
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого 
заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова 
называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе острое 
и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в 
предельном, кризисном выражении - взлета или падения, первой 
встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или 
смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле 
с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом 
психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, 
жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). 
Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще 
чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт 
русской уже не только поэзии, но и прозы: 
"Слава тебе, безысходная боль,  
Умер вчера сероглазый король.  
.............................. 
...А за окном шелестят тополя:  
Нет на земле твоего короля". 
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: 
"О нет, я не тебя любила,  
Палила сладостным огнем,  
Так объясни, какая сила  
В печальном имени твоем". 
Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии 
звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и 
других. 
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, 
а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, 
"последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала 
великий "Реквием". 
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; 
творчество было ее жизнью.

© stadyy

Hosted by uCoz