ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.) 
"Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, 
выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был 
крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся 
поэтом начала XX века. 
Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение 
"дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших 
в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, 
создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских 
крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о 
неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. 
Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов 
прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", 
"На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету 
крестьянства. В рассказе "На край света" /1894 г./ автор рисует эпизоды 
переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский 
край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с 
родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х 
годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. 
Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. 
В-эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с 
новыми приемами и принципами композиции, близкими к 
импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, 
ритмического рисунка/. Так в рассказе "Антоновские яблоки" /1900 г./ 
показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего 
патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и 
сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым 
"дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, 
овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния 
человека с природой. 
И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот 
бывший николаевский солдат Мелитон /"Мелитон"/, которого прогнали 
плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда", 
"Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и 
разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы 
оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": 
величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /"Туман", 
"Тишина"/. По этому поводу /"О листопаде"/. Горький писал: "Люблю я 
отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не 
приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по 
преимуществу живу..." 
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему 
вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ "Деревня"/. 
Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы 
"расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености 
русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с 
крестьянским волнением. 
У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с 
неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но 
он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, 
тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом 
векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог 
мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога 
благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не 
писали". 
"Деревня" - одно из лучших произведений русской прозы начала XX 
века. 
В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской 
действительности: и вырождение дворянства /"Суходол", "Последнее 
свидание"/, и уродливость мещанского быта /"Хорошая жизнь", "Чаша 
жизни"/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /"Игнат", "При 
дороге"/. В обширном цикле рассказов о крестьянстве /"Веселый двор", 
"Будни", "Жертва" и другие/ писатель продолжает тему "Деревни". 
В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция 
поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих 
"дворянских гнезд". 
Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести 
"Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за 
судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. 
Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах 
"Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" /написан 
после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого, пресыщенного 
англичанина и молодого "туземца" - рикши, влюбленного в девушку-
туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости, герой 
кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и 
смерть. 
В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени 
герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за 
прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на 
"Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее 
предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. 
Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он 
умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют 
на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско /"новый 
человек со старым сердцем", по выражению Бунина/ принадлежит к 
лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей 
приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие 
гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования 
автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. 
Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за 
деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни 
богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и 
любовью /коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-
волынщики/, они противостоят аморальному и лживому миру сытых. 
Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в 
рассказе "Братья". 
Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви 
- единой и непреходящий ценности /"Грамматика любви"/. Но иногда и 
любовь несет обреченность и гибель /"Сын", "Сны Ганга", "Легкое 
дыхание"/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. 
В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно 
привлекательны женские образы. Любовь - высочайшее счартье, но она 
бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, 
заброшенной /"Холодная осень", "Париж", "На чужбине"/. 
Роман "Жизнь Арсеньева" /1924-28 гг./ написан на автобиографическом 
материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь 
порой поэтизируется прошлое монархической России. 
Героическая война России с фашистской Германией волновала 
художника, он любил свою родину. 
Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, 
великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к 
острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. 
Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90-
х гг. любимой темой стихов была природа /"Листопад"/. Вот образ 
осени, "тихой вдовой" вступающей в лесные хоромы: 
Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный, Веселой 
пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной. 
Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи 
"Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные 
картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены 
образы простых людей /"Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"/. 
Бунин был превосходным переводчиком /"Каин" и "Манфред" Байрона, 
"Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате" Лонгфелло; 
переводы из Шевченко - "Завещание". Для нас важна высокая 
поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского 
языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство 
форм его- произведений.45

© stadyy

Hosted by uCoz