Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова 
 
После смерти Чехова Л.Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества 
то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и 
всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом 
исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал 
внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные 
приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. 
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-
миниатюры. В за долгие годы работы в юмористических журналах 
Чехов поневоле отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой 
объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе 
невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и 
выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут 
у Чехова огромную смысловую нагрузку. 
Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о 
человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть 
чиновника", главный герой которого многими своими чертами 
напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно 
чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это 
обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит 
извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала 
благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, 
доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. 
Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что 
его карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано 
практически объяснение всему: "Прийдя машинально домой, не снимая 
вицмундира, он лег на диван и... помер". Герой умирает, не сняв 
вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. 
Страх перед вышестоящим чином убил человека. 
Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту, 
не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество 
мужа, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле 
она была подготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала 
как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, 
откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, 
как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки 
"бегства". Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с 
"вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась. 
Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Сергеевне не 
пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, 
потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового 
скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое 
стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься. 
Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его 
вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, 
потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже 
веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда 
выходить. 
В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, 
в нескольким местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта 
деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не 
казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. 
"Душечка" не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней 
части рассказа, повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну 
ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, 
имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла? 
Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней 
рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого 
мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих 
знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только 
знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она 
причисляла и себя. 
В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной 
"лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые 
появляется на сцене в розовом платье с зеленым пояском - деталь, 
говорящая о полном отсутствии вкуса, говорит о душевных качествах 
героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что 
если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно 
должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в 
"Вишневом саде". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей 
струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце 
пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для 
раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия 
пьесы. 
К концу подходит XX век. Человечество готовится встретить третье 
тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспорных 
художественных и моральных авторитетов.

© stadyy

Hosted by uCoz