Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских
писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи -
писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский
проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна
Ахматова, Осип Мандельштам.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к
Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. В романе "Преступление и
наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного
города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-
колодцами, напоминающими душегубку. Петерьург Достонвского - это
город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в
котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и
давит. Он - соучастник преступлений,
питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных
снов, преступлений, человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих
интерьеров меблированных комнат - он обращает наше внимание на
запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни,
нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в
комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо
Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или на сундук" каморка
Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова
пошла "по желтому билету", женщина-самоубийца с желтым испитым
лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого
отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с
желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных
действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых
событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного"
мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина
Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет
одновременно страдания, которые выпадают на долю его
обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна
произносит: "Бог сам знает, как я страдала...". Отправляясь за
Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении. Соня
надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и
искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения,
воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке,
осунувшаяся после болезни В этот момент зеленый цвет страданий и
надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет
больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленного
будущего", они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и
наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным
фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой - сам
является действующим лицом, соучастником страшного поступка
Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
|
© stadyy