ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.  
Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы _ 
"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны 
черты тех, которые считают себя лучше других". 
"Мертвые души" _ это представители господствовавших в то время 
общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя" 
Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, 
т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. 
Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со 
второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, 
показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы 
крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи 
с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к 
экономическому упадку. Гоголь дает эти главы В определенном 
порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет 
мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни 
Ноздрева (4 глава) _ прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту 
галерею помещиков Плюшкин _ скряга, доведший свое имение и 
крестьян до полного разорения. 
С большой выразительностью в "портретных" главах дана картина 
упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире 
своих грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее _ к 
бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее _ к 
оскотинившемуся кулаку _ "прорехе на человечестве" _ Плюшкину 
ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и 
разложение представителей помещичьего мира. 
Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того 
класса, который является вершителем судеб государства. Галерея 
портретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд он 
был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в 
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и 
оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. 
Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше 
он"служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и 
образованнейшим офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает в 
город... чтобы увидеться с образованнейшими людьми". 
На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма 
обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то 
отпечаток "полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний 
облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к 
хозяйству и времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, 
Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого 
"существователя". 
Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность и 
слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было 
никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив 
его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со 
времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно 
окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..." с 
жидкими вершинами. 
Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого 
труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, 
заложенная все на той же 14-ой странице. Свое безделье Манилов 
скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами" 
(проектами), вроде постройки подземного хода дома, каменного моста 
через пруд. 
Вместо настоящего чувства_у Манилова "приятная улыбка", вместо 
мысли _ какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо 
деятельности _ пустые мечты. 
Другим представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина. 
Это "прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, в 
полном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь, 
развивая и углубляя тему духовной гибели человека. 
Деревенские избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости", 
барский дом выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла в 
негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед 
Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в 
"неопределенном платье, похожем на женский капот", таком рваном, 
замасленном и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, так 
принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы 
ему медный грош". 
Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец 
тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были 
всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в 
труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за 
сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро 
выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к 
бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно 
разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи", 
десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе 
Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и 
враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость 
по отношению к крепостным. 
У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи 
для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и 
воров. 
"И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!" 
_ восклицает Гоголь. 
Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно 
раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид 
крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя _ не Онегины и 
Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у 
Лариных. 
"Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" _ народ 
талантливый, трудолюбивый, многострадальный. 
С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа 
пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его 
приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились 
результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, 
крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, 
плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. 
Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу 
"бойкого народа" и расторопность ярославского мужика. Он с 
восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и 
удали, выносливости и жажде свободы. 
Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он 
исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. 
Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и 
красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. 
Талантливый сапожник Максим Телятников _ "что шилом кольнет, то 
и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного 
оброку приносил по пятьсот рублей!". 
Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала его 
душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он 
"гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись скупцами". 
Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну 
бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал 
выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному 
будущему. 
Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, 
любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое 
будущее.

© stadyy

Hosted by uCoz