Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". 
Художественные особенности поэмы 
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся 
Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов 
России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма 
"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения 
было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое 
название снижало истинное значение этого произведения, переводило в 
область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным 
соображениям, для того, чтобы поэма была издана. 
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение 
жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще 
работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. 
Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно 
сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта 
эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. 
"Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту 
является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает 
лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором 
проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает 
Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, 
Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром 
название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием 
первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая 
называется "Ад". 
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент 
воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано 
"высокое лирическое движение", которым в поэме по временам 
заменяется комическое повествование. 
Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические 
отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как 
литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских 
общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении 
человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным 
картинам русской жизни. 
Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. 
С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность 
сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи 
Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. 
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее 
персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. 
Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, 
нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит 
книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость 
притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с 
Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр 
внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является 
своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это 
символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной 
жажды накопительства. 
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество 
Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии 
"Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой 
крепостничества. 
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она 
сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия 
идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести 
жизненный характер: она обличает правительство. 
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ 
народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. 
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь 
чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро 
несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так 
ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы 
остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он 
изображает социальную болезнь общества, но также следует 
остановиться на том, как удается это сделать Гоголю. 
Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В 
изображении галереи помещиков умело сочетает общее и 
индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не 
развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как 
результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, 
Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для 
характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный 
прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать 
"гением детализации", так точно порой детали отражают характер и 
внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и 
дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он 
обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся 
беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли 
серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и 
не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей 
подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни 
то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху 
на человечестве", который потерял даже пол свой. 
Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то 
немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - 
крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те 
мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у 
одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость 
жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы 
вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза 
всем". 
Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и 
будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. 
Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о 
настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй 
и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и 
"Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй 
том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. 
Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь 
терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? 
Дай ответ! Не дает ответа".

© stadyy

Hosted by uCoz