Женские образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и 
И.А.Гончарова "Обломов" 
 
И.С Тургенев и И.А.Гончаров стремились показать в своих романах 
разные образы русских женщин своего времени. 
В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских 
образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны 
Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и 
Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна 
кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А 
Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и 
быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, 
о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. 
Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, 
непохожесть друг на друга. 
Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. 
"Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво 
падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; 
спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые 
глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва 
заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее 
лица." Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много 
улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, 
снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на 
всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-
чуть сжатые плечи..." Анна Сергеевна никого не любила. И хотя 
Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла 
отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров 
влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, 
понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная 
собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только 
страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был 
влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он 
выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более 
близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и 
приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже 
высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не 
очень уютно. 
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была 
"беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, 
детски пухленькими губками и нежными ручками". Фенечка могла дать 
Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, 
несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В 
свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, 
уважение, любовь. 
В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных 
женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги 
Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же 
противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины 
Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна "не 
была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого 
колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но 
если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. 
Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине 
головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало 
с плечами, плечи - с станом". Агафья Пшеницына "была очень бела и 
полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. 
Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного 
будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. 
Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но 
жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье 
сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому 
искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и 
уменьшить талию". 
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его 
деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, 
которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: "Я узнала недавно 
только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что 
указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего 
Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты 
спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю 
жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне 
нужно чего-то еще, а чего - не знаю!" Поэтому она бросила Обломова и 
нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже нашел свое тихое, 
спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать 
ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в 
Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время 
пытались избавиться Ольга и Штольц. 
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины 
Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, 
не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. 
Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и 
становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская 
стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но 
все же находит человека, который подходит ей. 
Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачно показывают 
нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой 
женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и 
желание быть счастливыми.

© stadyy

Hosted by uCoz