Ранний романтизм Горького 
 
В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех 
томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой 
и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом 
писателе и его книгах. 
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен 
вызвали усиление романтических тенденций в литературе. 
Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого 
Горького, в таких рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар 
Чудра", в революционных песнях. Герои этих рассказов - люди "с 
солнцем в крови", сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта 
Горького. Такой герой должен был "усилить волю человека к жизни, 
возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета 
ее". 
Центральным образом романтических произведений Горького раннего 
периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. 
Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ "Старуха 
Изергиль", написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил 
гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает 
служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и решительный. 
Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в 
жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце 
вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. "Что сделаю 
я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками 
разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его 
над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего 
сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул 
взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он 
радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и 
умер". Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя 
живет как образ героя-освободителя. "В жизни всегда есть место 
подвигу", - говорит старуха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и 
облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песню о 
Соколе", написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение борца за 
народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал 
бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье 
битвы!.." Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к 
врагу. В образе Сокола Горький воспевает "безумство храбрых". 
"Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с 
врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей 
горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец 
зажгут безумной жаждой свободы, света!" В 1901 году Горький написал 
"Песню о Буревестнике", в которой с необычайной силой выразил свое 
предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, 
несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря! Это 
смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно 
морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет буря!" 
Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому 
пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: 
"Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим 
гневно морем". Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, 
был закрыт. 
Современник Горького А.Богданович писал: "От большинства очерков 
г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется 
бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко 
отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира 
нищеты и отверженности".

© stadyy

Hosted by uCoz