"Дно жизни" - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне" 
 
Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы 
Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое 
время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она 
называлась "Ночлежка", затем "Без солнца" и, наконец, "На дне". В 
самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали 
на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема 
униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним 
героев Достоевского, которым тоже "уже некуда больше идти". Много 
сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот 
же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более 
страшно и реалистично показаны Горьким. 
В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир 
отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных 
низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. 
Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою 
различного характера и социального положения. Каждый из них 
наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, 
мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и 
Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и 
Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они 
достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, 
живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвы 
уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть 
человеком и обречен влачить жалкое существование. 
Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и 
те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают 
замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы 
Анны. "Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым 
куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы 
больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою 
несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: 
"Работы нет... силы нет... Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! 
Издыхать надо... Вот правда!" 
Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в 
обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, 
выбился из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а 
нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, 
да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. 
И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают 
действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура 
содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который 
готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать 
последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса 
своей безнравственностью. 
Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, 
если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и 
угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, 
несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о 
человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот 
правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, 
все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! 
Это звучит- гордо!" 
Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, 
еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, 
которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл... 
Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько 
неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, 
как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это 
чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть 
резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил 
Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. 
Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого 
свободолюбивого и справедливого персонажа.

© stadyy

Hosted by uCoz