Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха 
Изергиль", "На дне") 
 
Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из 
основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой 
тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее 
- в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно 
это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-
философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости 
человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие 
и испытавшие - Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с 
этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого 
писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и 
художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт 
жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. 
Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на 
"стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для 
Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. 
Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку 
истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец 
- орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем 
превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. 
В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к 
родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, 
жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. 
В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно 
сильный человек относится к окружающим? Это один из основных 
вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция 
Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не 
нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних 
произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - 
следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может 
быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но 
страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды 
этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый 
должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в 
этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и 
ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. 
Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его 
развитием по ходу пьесы. 
При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами 
люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни 
после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. 
Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не 
слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, 
издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее 
слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", 
вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только 
после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую 
надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. 
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. 
Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на 
успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом 
расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни 
прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир 
"чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и 
они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают 
реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается 
лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь 
сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо 
реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих 
возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. 
И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой 
и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. 
Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин 
лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не 
появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука 
подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин 
понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а 
искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений 
Горького. 
Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь 
горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. 
И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как 
звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

© stadyy

Hosted by uCoz