Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха
Изергиль", "На дне")
Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из
основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой
тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее
- в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно
это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-
философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости
человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие
и испытавшие - Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с
этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого
писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и
художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт
жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.
Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на
"стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для
Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.
Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку
истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец
- орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем
превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость.
В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к
родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко,
жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.
В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно
сильный человек относится к окружающим? Это один из основных
вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция
Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не
нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних
произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей -
следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может
быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но
страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды
этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый
должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в
этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и
ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека.
Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его
развитием по ходу пьесы.
При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами
люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни
после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим.
Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не
слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех,
издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее
слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек",
вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только
после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую
надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.
Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на
успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом
расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни
прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир
"чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и
они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают
реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается
лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь
сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо
реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих
возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам.
И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой
и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя.
Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин
лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не
появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука
подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин
понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а
искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений
Горького.
Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь
горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь.
И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как
звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.
|
© stadyy