БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ 
А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и 
деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского 
народа против Наполеона и революционного движения декабристов. 
Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. 
Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многими 
иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым 
государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего 
времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную 
красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. 
Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и 
угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-
помещиков, чиновников, взяточников. 
Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в 
комедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против 
самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра 
Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, 
презирающего реакционное общество, защищающего свободу, 
гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие 
отношения. 
Чацкий - молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно 
вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к 
небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он 
служил в Петербурге, был "с министром знаком", но бросил службу, не 
желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного 
права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В 
комедии "Горе от ума" Чацкий показан во враждебном окружении. 
Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и 
Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. 
Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки 
тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм 
дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много 
действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. 
Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, 
Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить 
в пьесу и придворные, круги. Поэтому "Горе от ума" дает широчайшую 
картину жизни русских людей начала XIX века. 
Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и 
высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам 
Фамусов - богатый крепостник, защитник самодержавно-
крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. 
Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может 
продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет 
Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. 
Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и 
богатство. "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не 
пара", - говорит Фамусов. А далее он добавляет: Вот, например, у нас 
уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонъкий, да 
если наберется Душ тысяч две родовых, Тот и жених. 
К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает 
лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на 
старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий 
возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что 
нужно служить "делу, а не лицам". 
Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятся 
записаться в полки шутов". Ярким примером такого "шута" является 
подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, 
привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил его 
угождать всем: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я 
служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для 
избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! 
Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие 
человека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в 
средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по 
должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют на 
свете!". Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к 
службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: 
"подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от 
веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих 
ремесла есть тьма искусников, я не из их числа." 
Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в 
армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, 
Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины 
и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его 
товарищи погибли: Довольно счастлив и в товарищах моих - Вакансии 
как раз открыты! То старших выключат иных, Другие, смотришь, 
перебиты. 
Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского 
времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки", 
- так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. 
"Ученостью меня не. обморочишь", - говорит он, приветствуя проект, 
по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги сохранят 
так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает 
против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не 
любит просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот 
причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, 
и мнений", - говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об 
образовании, заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От 
пансионов, школ, лицеев... 
Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, 
Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются 
отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, 
боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь 
на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют 
единый лагерь реакции, попирающей все живое. 
Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий 
осуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает, 
когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя 
как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли 
когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по 
языку пас не считал за немцев! 
Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это 
призыв к борьбе за национальное достоинство. 
Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, 
умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-
гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее 
представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, 
приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные 
данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного 
развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и 
увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - 
уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, 
и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, 
благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он 
будущему тестю равный. 
В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, 
она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, 
"она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна 
струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний"). Софье, по 
заключению Гончарова, "тяжелее даже Чацкого". 
Главный герой комедии противостоит обществу невежд и 
крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, 
мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А 
судьи кто?" он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в 
котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где 
помещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не 
раз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, 
гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский 
народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого^ Он призывал к 
борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть 
Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, 
разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума", 
направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость 
нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он 
ценит национальную культуру, часто использует простонародные 
выражения. 
Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю 
протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, 
наоборот, горячо приветствовали появление комедии "Горе от ума". В. 
Г. Белинский писал: "Какая убийственная сила сарказма, какая едкость 
иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства... 
Какие типические характеры; какой язык, какой стих - энергический, 
сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи 
Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между 
образованными людьми по всем концам земли русской!" 
Комедия "Горе от ума" и сейчас имеет большое значение. Ее 
показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и 
негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес 
передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в 
Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую 
Москву времен Грибоедова.

© stadyy

Hosted by uCoz