ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. 
Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, 
творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов 
мог бы сказать о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь думы 
власть,/Одну, но пламенную страсть..." и т.д. Белинский очень точно 
определил смысл этой "думы": "нравственные вопросы о судьбах и 
правах человеческой личности" - вот суть всего лермонтовского 
творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была 
лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех 
других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в 
Печорине. 
Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных 
мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения 
великого русского романтика. И как положено для истинного 
романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко 
отрицательного отношения к общественному бытию. Он 
конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения 
дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней 
бесчеловечности ("Смерть поэта", Как часто пестрою толпою окружен"). 
Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной 
бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю 
мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и 
невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в "Думе" ("Печально я 
гляжу на наше поколенье"), где все общепринятые ценности поэт 
признает ложными. 
Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и 
живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к 
свободе порождает мятежность ("Парус"), желание активно бороться за 
нее ("Я жить хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом такой личности 
остается одиночество в "стране рабов, стране господ" - второй 
важнейший лермонтовский мотив ("Утес", "На севере диком"). Герой 
обречен быть вечным странником ("Нет, я не Байрон", "Кинжал", 
"Листок"), изгнанником ("Тучи"), узником ("Желание" - 1832, "Узник", 
"Соседка"). 
Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский 
показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно 
значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях 
лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и 
непримиримость ("Пророк"). 
Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной 
внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с 
обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература 
внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен 
и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас-
крывают строки из "Думы": "И царствует в груди какой-то холод 
тайный,/ Когда огонь кипит в крови", - жажда активной жизни и 
сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта 
получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. "Холод 
тайный" приводит героя к пессимизму и опустошенности: "И жизнь, 
как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая 
шутка"; "И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя 
насмешливо назад". "Огонь в крови" заставляет искать иную жизнь, 
надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский 
мотив. 
Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному 
единению с богом ("Ангел", "Ветка Палестины"), но чаще всего мы 
застаем героя в поисках родной души ("На севере диком", "Утес", "В 
полдневный жар в долине Дагестана"). Однако он не верит в дружбу 
("...друзей клевета ядовитая..."), что же касается любви - "Любить... но 
кого же? на время - не стоит труда,/А вечно любить невозможно". 
Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, 
непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и 
непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить 
биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. 
Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. 
Здесь, подобно Пушкину (от "Брожу ли я вдоль улиц шумных" к "Вновь 
я посетил"), Лермонтов от констатации равнодушия природы к 
человеку в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" приходит 
к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре "Выхожу я один 
на дорогу". 
Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к 
народу, к народной жизни. "Бородино" - очень важная веха на этом 
пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы 
рабов-господ, То же в стихотворении "Валерик" ("Я к вам пишу 
случайно"). Народ помогает герою обрести родину. 
Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует 
родину байронически в духе пушкинской элегии "Погасло дневное 
светило", чувство родины заменяет радость изгнанника ("Желание", 
"Зачем я не птица, не ворон степной", "Спеша на север издалека"). 
Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место 
рождения будущего последнего успокоения. 
Итоги исканий героя находим в стихотворениях "Бородино" и "Родина", 
в них родина - это народ в войне и мире. Характерно в последнем 
стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных 
представлений к конкретно-бытовым образам. 
Общение с народом как единственно действенное лекарство от 
одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. 
Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности 
личности вообще. Творчество - значимая деятельность, но свет никогда 
не поймет поэта ("Пророк"). Конфликт лермонтовского героя с 
обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный 
характер: "О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им 
в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью...". 
Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и 
выразителя народных дум ("Смерть поэта", "Поэт", "Пророк"). Такое 
понимание задач поэта привело к демократизации героя последних 
стихотворений Лермонтова. В "Валерике" это простой боевой офицер 
среди фронтовых будней, в "Завещании" ("Наедине с тобою, брат") - 
простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов 
придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе 
поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно 
предваряет монологи некрасовских крестьян. 
Разберем с детства знакомый "Парус" (1832). Это стихотворение стало 
хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому 
неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в 
том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты 
словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении 
"Парус" представляет собой миниатюрную энциклопедию основных 
мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е. 
повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. "Парус" 
символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в 
первую очередь одинок в житейском море и "в стране далекой" и ищет 
избавления от одиночества, которое "кинул он в краю родном". Бурная 
стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он 
предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет 
"холода тайного", но на возможность обретения счастья он смотрит уже 
пессимистически (междометие "увы"). И бежит он, конечно, не от 
избытка счастья в "краю родном". Очевидно, что, кроме одиночества, 
его погнало в дорогу то же, что гонит на юг "тучки небесные" в другом 
стихотворении. 
Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что 
лазурь встречается и в "Тучах" (1840), но умиротворенность герою 
"Паруса" чужда. Ключевым понятием, новым словом этого 
стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и 
покой Божьего творения не для него. Мятежность - характерная черта 
духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский ("Жизнь 
есть действование, а действование есть борьба") и Герцен ("Человеку 
хочется действовать, ибо одно действование может вполне 
удовлетворить человека"). О таком человеке лермонтовский "Парус", его 
нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт 
утверждает средствами лирики.

© stadyy

Hosted by uCoz