МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ 
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является 
поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. 
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, 
произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед 
своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, 
действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, 
провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. 
Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с 
наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, 
приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к 
созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из 
предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри" 
была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за 
трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о 
родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца 
и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, 
даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. 
Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме 
"Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в 
"Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью 
исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в 
"Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился 
лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, 
побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от 
личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея 
сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-
декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но 
"пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. 
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему 
кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - 
стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для 
воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным 
порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. 
Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он 
называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше 
всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и 
дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он 
истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но 
вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные 
мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но 
они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает 
прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в 
которых он .побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог 
и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних 
удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но 
всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он 
отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты 
помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает 
лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое 
одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он 
бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых 
монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и 
стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. 
Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это 
продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о 
том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его 
вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не 
заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" 
за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие 
недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды 
борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства 
оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". 
Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным 
образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм 
являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных 
современников из дворянского общества. 
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство 
раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует 
лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает 
себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. 
Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, 
когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, 
как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего 
щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных 
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной 
чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и 
бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его 
"прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет 
ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы). 
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, 
Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, 
раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как 
герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в 
те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего 
времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более 
ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" 
остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных 
условий, которые сформировали их характеры,, то строки о 
несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять 
переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для 
романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - 
"рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация 
переживаний героя естественны для поэта, который в то же время 
создавал социально-психологический роман. 
Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в 
самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и 
поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...") 
Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических 
тенденций в творчестве Лермонтова. 
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций 
Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи 
развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в 
национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато 
поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве 
первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал 
"самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все 
дышит самобытною и творческою мыслью".

© stadyy

Hosted by uCoz