Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени" 
М. Ю. Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. "Очевидно, - 
писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его 
поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего 
общества". Эпоха безвременья, политической реакции после восстания 
декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила 
такого поэта как М.Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой 
избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество 
Лермонтова: с необычайной силой звуча в лирике, в поэмах, в 
бессмертном романе "Герой нашего времени". 
Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведений 
Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена 
поэтом в стихотворении "Дума": 
Печально я гляжу на наше поколенье,  
Его грядущее иль пусто, иль темно.  
Меж тем под бременем познанья иль сомненья  
В бездействии состарится оно. 
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на 
страницах романа, ведь главный герой его -Григорий Александрович 
Печорин - и является типичным представителем целого поколения, в 
судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества 
той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию 
романа: "Это портрет, составленный из пороков всего нашего 
поколения, в полном их развитии". 
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в 
жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит 
ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими 
привязанностями, "жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как 
пир на празднике чужом". 
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя 
стихотворения "И скучно, и грустно..." Он разочарован в любви. Так, 
увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее 
смерти. Герой романа как бы восклицает: "Любить, но кого же? На 
время - не стоит труда, а вечно любить невозможно..." 
Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке 
("А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая 
и глупая шутка"). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью 
идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или 
погибнуть в пучине моря ("Фаталист", "Тамань"). 
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным 
самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества 
героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики 
поэта - Печорин в туманную ночь в "Тамани" видит вдалеке белеющий 
парус ("Парус"); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, 
всего мироздания с Богом ("Выхожу один я на дорогу", "Когда 
волнуется желтеющая нива"). Только вечная величественная природа 
успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей 
действительностью. Именно с этого момента Григории Печорин мог бы 
воскликнуть: "И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу 
бога".

© stadyy

Hosted by uCoz