Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"
М. Ю. Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. "Очевидно, -
писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его
поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего
общества". Эпоха безвременья, политической реакции после восстания
декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила
такого поэта как М.Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой
избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество
Лермонтова: с необычайной силой звуча в лирике, в поэмах, в
бессмертном романе "Герой нашего времени".
Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведений
Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена
поэтом в стихотворении "Дума":
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья иль сомненья
В бездействии состарится оно.
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на
страницах романа, ведь главный герой его -Григорий Александрович
Печорин - и является типичным представителем целого поколения, в
судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества
той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию
романа: "Это портрет, составленный из пороков всего нашего
поколения, в полном их развитии".
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в
жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит
ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими
привязанностями, "жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как
пир на празднике чужом".
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя
стихотворения "И скучно, и грустно..." Он разочарован в любви. Так,
увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее
смерти. Герой романа как бы восклицает: "Любить, но кого же? На
время - не стоит труда, а вечно любить невозможно..."
Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке
("А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая
и глупая шутка"). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью
идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или
погибнуть в пучине моря ("Фаталист", "Тамань").
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным
самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества
героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики
поэта - Печорин в туманную ночь в "Тамани" видит вдалеке белеющий
парус ("Парус"); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей,
всего мироздания с Богом ("Выхожу один я на дорогу", "Когда
волнуется желтеющая нива"). Только вечная величественная природа
успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей
действительностью. Именно с этого момента Григории Печорин мог бы
воскликнуть: "И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу
бога".
|
© stadyy