Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира
Маяковского.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как
"агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через
лирические томики, как живой с живыми говоря". Его поэзия громка,
неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова
ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно
поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому
что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в
узкий и тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной
степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от
плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой
стране ("Хорошо!"); от антивоенных стихов 10-х годов до нежных,
возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах", "Флейта-
позвоночник").
Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство,
быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях
Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает
тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и
Салтыковым-Щедриным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского
"О дряни" и "Прозаседавшиеся", то можно заметить, что поэт широко
использует целый спектр комических приемов для описания
бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше
"тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять" в новом платье "на
балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие
сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают
суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и
"Ревизором". И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя -
законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и
развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: в одном это
безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний
сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а в другом
произведении чиновники от ужаса признают в Хлестакове ревизора.
Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся":
"И вижу,
Сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?"
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более
плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности
она не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется, например,
такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша,
Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского
величества, что в "таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский".
В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и
справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка
"Прозаседавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что
Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь мы
найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть
головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет
"тихоокеанские галифища", и саркастическое выражение "мурло
мещанина", и сравнение "зады, крепкие, как умывальники". Поэт без
стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры,
рассматривая обывательский быт, который "страшнее Врангеля".
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова-
Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола
встречаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком
помещике", "Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил", "Истории одного города". В своих произведениях
Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. Подобный
прием использовал и Маяковский в пьесе "Клоп", где Пьер Скрипкин
переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не
только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике
своих сатирических произведений, направленных против косности
мышления, бюрократического и мещанского бытия и обывательской
пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты
такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль
Искандер.
|
© stadyy