Протест Катерины в драме "Гроза" Островского  
  
А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя 
репертуара для русского национального театра по праву считают 
"певцом купеческого быта".  
И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый 
театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном 
мире своих  
многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких 
и Кабаних.  
Изображение мира московского и провинциального купечества, с 
легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало 
главной темой творчества  
Островского.  
Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году. 
Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая 
замужняя женщина Катерина  
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого 
человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль 
"темного царства"  
("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она 
признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого 
признания жизнь ее становится  
настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.  
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского 
"Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее 
"лучом света в темном  
царстве".  
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. 
Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно, 
радостно. Очень  
любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. 
Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: 
"Я жила, ни об чем не  
тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, 
наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то 
и делаю". Катерина  
отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих 
чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. 
Воспитываясь в хорошей  
семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это 
чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет 
обманывать. "Обманывать- 
то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, 
которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же 
Варвара называет нашу героиню  
какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная, 
волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. 
Рассказывая о себе Варваре и  
подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась 
горячая!".  
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому 
речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - 
проникнута высокой  
поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в 
родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей 
семьи: покорность старшим,  
религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не 
училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и 
воспринимала все их религиозные  
предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину 
воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она 
пытается и не может уйти.  
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, 
суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит 
участливого отношения к себе.  
Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, 
Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого 
дома.  
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет 
человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины 
невыносимой. В ее  
душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", 
которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс 
развивается... Катерина  
кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, 
нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей 
статье, давая оценку образу  
Катерины, писал: "Вот истинная сила характера, на которую во всяком 
случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша 
народная жизнь в своем  
развитии!"  
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, 
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный 
случай в семье купцов Клыковых. И  
долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, 
гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с 
Клыковыми.

© stadyy

Hosted by uCoz