ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ 
На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин 
Каждого поэта на протяжении жизьни, и особенно в зрелые годы, 
волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о 
назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал 
роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была 
искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным 
условием нормальной творческой деятельности он считал свободу 
творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос 
о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как 
поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских 
стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой 
поэзии и поэта в современном, ему обществе. 
В первом напечатанном стихотворении. "К другу стихотворцу" мы 
находим .такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели 
богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом 
набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их 
дворцы, великолепны залы... Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава - 
сон. 
 И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном 
ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного 
творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба 
поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не 
ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю", - пишет Пушкин. Уже в 
этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по 
отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем 
более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет 
стихотворение "К Лицинию". Вспоминая римского сатирика Ювенала, 
Пушкин так определяет задачи поэта: "Свой дух воспламеню жестоким 
Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков 
потомству обнажу". Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта - 
борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII 
века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель 
в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа". Об этом он и 
говорит в стихотворении "К Плюсковой": "Я не рожден царей забавить 
стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу 
гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа". 
"Свободная гордость", "скромная, благородная лира", стремление 
служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей, 
сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во 
взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. 
Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление 
поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это 
общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает 
мысль о свободе поэта от "черни", т.е. от невежественных гонителей 
поэта, от светского общества, от "гордых невежд" и "знатных глупцов". 
В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и 
поэзии: "Пророк", "Поэту", "Поэт", "Эхо", в которых автор развивает 
свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он 
идет своими путями, определенными его высоким призванием: 
творчество поэта - "благородный подвиг", поэт независим от служения 
светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о 
трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал 
придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, 
поэтов раньше держали при "дворе" в качестве лакеев и шутов. Пушкин 
избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по 
богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не 
отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской 
поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему 
литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". 
Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от 
классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем 
Державиным, который считал, что поэзия должна "парить" над миром, 
Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, 
дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел, 
его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена 
Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и 
высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в 
литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение 
писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или 
говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно 
начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет 
стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия 
нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет 
спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: "Поэзия - 
та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого 
слова ради тысячи тонн словесной руды". Поэт-декабрист Рылеев писал 
Пушкину: "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, 
тебе подражают. Будь поэт и гражданин". Пушкин выполнил это 
завещание.

© stadyy

Hosted by uCoz