"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени
народное произведение"
"Евгений Онегин"-реалистический роман в стихах, так как . в нем
предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей
начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение
основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать
о романе словами самого поэта - это произведение, в котором
"отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской
жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.
В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о
культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде
("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны),
меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр,
шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре
(балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже
составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром
П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина":
""Онегин" твой будет карманным зеркалом русской молодежи".
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом
показаны все слои русского общества того времени: высший свет
Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство -
то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине"
как об истинно народном произведении.
Петербург того времени был местом обитания лучших людей России -
декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди
искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил
Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни "о соли светской
злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому
подобное.
Глазами столичного жителя показана нам Москва-"ярмарка невест",
Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая
московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он
подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит
Москву, сердце России: "Москва... Как много в этом звуке для сердца
русского слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал
Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы
коленопреклоненной с ключами старого Кремля".
Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой
слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея
персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна.
Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные
Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим
исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые
души". Красавец Ленский, "с душою прямо геттингенской", -романтик
немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы, по
мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать
лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как
старый Ларин или дядя Онегина.
Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин
объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в
сей толпе дворян освободителей крестьян". Появление романа Пушкина
"Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие
русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал
неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мирз",
"Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы
открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе.
Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале
XIX века образованное дворянство было тем сословием. "в котором
почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в
"Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого
сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно
находилось в избранную им эпоху".
|
© stadyy