ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ А.А.ФАДЕЕВА, 
И.Э.БАБЕЛЯ, Б.Л.ПАСТЕРНАКА, М.А.БУЛГАКОВА  
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных 
тем русской литературы XX века. Эти события не только круто 
изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, 
но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские 
войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по 
своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется 
особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по 
крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской 
войны как национальной трагедии стало определяющим во многих 
произведениях русских писателей, воспитанных в традициях 
гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание 
прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в 
романе А.Фадеева "Разгром", и сколько бы ни искали в нем 
оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по 
описываемым в ней событиям и судьбам людей. Философски осмыслил 
суть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе 
"Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая 
безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго 
- судьба русской интеллигенции в XX веке. Во многом близок к поэзии 
Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт 
гражданской войны стал его личным опытом, - М.Булгаков. Мне 
хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе "Дни Турбиных". 
Это произведение стало живой легендой XX века. Пьеса рождалась 
необычно. В 1922 году, оказавшись в Москве после Киева и 
Владикавказа, после опыта работы врачом, М.Булгаков узнает о том, 
что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началу 
работы над романом "Белая гвардия", а уже потом из романа рождается 
пьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М.Булгакова от жизни 
в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когда 
город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека 
решал ход истории. В центре пьесы - дом Турбиных. Его прообразом во 
многом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до 
наших дней, а прототипами героев - близкие писателю люди. Так 
прототипом Елены Васильевны была сестра М.Булгакова, Варвара 
Афанасьевна Карум. Все это и придало булгаковскому произведению ту 
особую теплоту, помогло передать ту неповторимую атмосферу, которая 
отличает дом Турбиных. Дом их - это центр, средоточие жизни, причем 
в отличие от предшественников писателя, например, поэтов-
романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой 
были символом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - это 
средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат 
традициями Дома и даже в трудное время стараются их сохранить. В 
пьесе "Дни Турбиных" возникает конфликт между человеческой судьбой 
и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных, 
разрушает его. Емким символом становятся не раз упоминаемые 
Лариосиком "кремовые шторы" - именно эта грань отделяет дом от 
охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса 
строится по кольцевому принципу: действие начинается и 
заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом 
действия становятся рабочий кабинет украинского гетмана, из которого 
сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; штаб 
петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюль 
Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор 
Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто 
изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, 
да и все обитатели турбинского дома оказываются перед выбором. 
Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. Ёлка в доме, 
крещенский сочельник 18-го года. В город входят красные войска. 
Известно, что в реальной истории два этих события не совпадали по 
времени - красные войска вошли в город позже, в феврале, но 
М.Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была ёлка, самый 
домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь 
острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего 
прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира. Горькой 
иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того, как Лариосик 
произносит слова из чеховской пьесы "Дядя Ваня" - "Мы отдохнем, мы 
отдохнем..." - слышатся далекие пушечные удары, в ответ на них 
следует сказанное Мышлаевским ироническое: "Так! Отдохнули!.." В 
этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в 
жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни, жалобами 
на скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиями 
бурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голос 
отдельного человека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных 
и людей их круга М.Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и 
гражданской войны. 
Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе. 
Перед таким нравственным выбором оказывается главный герой 
произведения - полковник Алексей Турбин. Его главная роль 
сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце 
третьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после его 
гибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при 
жизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение 
понятия о чести, ориентир для других. Выбор, перед которым оказался 
Алексей Турбин в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы 
сражаться, жесток - либо сохранить верность присяге и офицерскую 
честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: 
"Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам". Выбор, 
сделанный им, дается кадровому офицеру, "вынесшему войну с 
германцами", как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит 
слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: 
"Народ не с нами. Он против нас". Признать это тяжело, отступиться от 
воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но 
булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности - 
человеческой жизни. Именно эта ценность оказывается высшей в 
сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы. Совершив этот 
выбор, командир ощущает полную безысходность. В его решении 
остаться в гимназии - не только желание предупредить заставу, но и 
глубинный мотив, разгаданный Николкой: "Ты, командир смерти от 
позора ждешь, вот что!". Но это ожидание смерти не только от позора, 
но и от полной безысходности, неотвратимой гибели той России, без 
которой такие люди, булгаковские герои, не представляют себе жизни. 
Пьеса М.Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных 
постижений трагической сущности человека в эпоху революции и 
гражданской войны.

© stadyy

Hosted by uCoz