РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" - 
СУРОВЫЙ ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ 
Замечательный роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" 
стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как 
Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе 
с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, 
порожденные в России господством помещиков. В своем суровом 
приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил 
развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий 
характер, показал неизбежность нравственного и физического 
разрушения паразитической личности. 
Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания 
семейства помещиков Голавлевых Оно является собирательным 
художественным образом, в котором автор обобщил все типичные 
черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены 
крепостного права и после нее. 
Читая роман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим 
паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно 
ругаются из-за наследства. Слова "бал-бес, изверг, мерзавец, подлец, 
негодяй" были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может 
быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились? 
Ничуть не бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна - глава 
семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта 
властная женщина в течение длительного времени единолично 
управляла обширным гоголевским имением и благодаря своей энергии 
сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в 
Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее 
реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство 
недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей "своих двух 
щенков". Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и 
внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к 
лицемерию, наушничанью ради "лучшего куска на блюде". Дети 
разделялись на "любимчиков" и "постылых". Меняя любимчиков и 
развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные 
чувств любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным 
явлением в этой семье. И все это делается ради семейного 
благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна 
изуродовала своим воспитанием. 
Совершенно забит и ушўл в себя "Пашка-тихоня", прожил купленный 
ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование "Степка-
балбес, постылый сын"; "нa кислом молоке и попорченной солонине" 
воспитываются сиротки-внучки. Таковы предварительные итоги 
помещичьего воспитания. 
От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, 
нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов 
головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате, 
лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес. 
Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. 
Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное 
детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце 
жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности, 
которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию 
"извергов". 
Самый страшный из них - Порфирий, еще в детстве прозванный в 
семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому, 
что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал 
перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и 
преданность" Притворная почтительность как способ получения 
лучшего куска или избежания наказания - это способ, который, все 
более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты 
стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем 
Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все 
капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку 
головлевской семьи на одиночество и вымирание и сам сделался 
властелином всех головлевских богатств. 
Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, 
сосущим кровь своих жертв. Иудушка - садист, он находит в страданиях 
других наслаждение. Его нравственное оскуднение так велико, что без 
малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное 
"Я", Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих 
сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. 
Иудушка - пустослов. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами 
окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин, 
"сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паука-
помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-
Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного 
гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела, 
"потихонечку до полегонечку", а что самое ужасное - "по закону". Так 
писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами 
власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими 
прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя 
все считают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может 
возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно. 
Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, 
никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в 
подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит 
это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на 
крепостническую мораль, на закон и религию. Так Салтыков-Щедрин 
разоблачает нравственность собственников-эксплуататоров вообще, 
отрицая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного 
общества. На мой взгляд, своим произведением писатель- сатирик 
вынес смертный приговор исторически обреченному классу 
помещиков-крепостников.

© stadyy

Hosted by uCoz