Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и 
М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов) 
 
Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и 
Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская 
политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои 
общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое 
сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это 
накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство 
произведений довоенной литературы изображали русский народ 
темным и забитым. Всякие проявления живых чувств считались 
крамолой. 
Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от 
страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство 
страны понимало, что без народного подъема войны не выиграть. Да и 
сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и 
самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил 
чудеса стойкости и героизма. 
Это проявление народного характера было замечено военной 
литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И. 
Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. 
Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой 
и сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к мужеству 
своих героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и 
Шолохова - Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они 
кажутся фигурами полностью противоположными. Действительно, 
Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман 
не полезет". Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово 
выстрадано, несет груз житейских страданий. Но, несмотря на 
кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они - 
представители народа, яркие носители его самобытной 
индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. 
Эти черты - общие в Теркине и Соколове. 
Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои 
обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В 
этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на 
войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". 
Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение 
Теркина к немцу). 
Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может 
иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, 
он "согласен на медаль". В Соколове же об этой же черте говорит явное 
нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь 
ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та 
самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы 
стократ искупить его грехи. 
Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными 
чертами, как житейская сметка, насмешливое отношение к врагам и 
любым трудностям. Теркин - самый характерный выразитель этих 
качеств. Вспомним его шутливое обращение к Смерти. 
Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея 
Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в 
ноябре дважды переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о 
подкреплении. 
Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой 
жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и 
Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще 
произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других 
писателей, в которых простой русский человек - средоточие силы и 
жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят 
читателя к осознанию величия русского человека, опровергают догмы 
ходульной литературы "классового подхода".

© stadyy

Hosted by uCoz